ТУМАНГАН
ТУМАНГАН
поиск       
Туманган
 

Проект «Туманган»


В перспективе должна возникнуть единая СЭЗ (свободная экономическая зона) «Туманган»: на стыке границ трех государств — Китая, Северной Кореи и России — на территории примерно в 10 тыс. кв. км и с населением 300 млн человек. Так так же (что весьма важно) должна возникнуть новая транспортная магистраль из Северо-Восточной Азии в Европу.

СЭЗ охватит весь регион развития и вовлечет в свою орбиту огромные территории – весь Северный Китай, Корею и Россию (вплоть до западной границы Якутии). Этот район уже получил свое название у международников – регион NEARDA. В рамках проекта было много перспективных задумок – вроде соединения Транскорейской и Транссибирской магистрали и создания общей энергосистемы.

Кроме основных участников в проект все сильнее вовлекаются «наблюдатели» – как страны, так и организации. В этом качестве выступают Япония и некоторые мировые банки (МБРР, АТБ и др.).

При этом именно японские деловые и политические круги все больше стремится играть роль не только главного инвестора, но и своего рода «серого кардинала», через этот проект получая возможность влиять на экономику стран-участниц.

Но самой заинтересованной стороной в программе «Туманган» является КНР. Ведь все экспортно-импортные перевозки провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и восточной части автономного района Внутренняя Монголия осуществляются через порты Далянь, Инкоу и Цзиньчжоу по крайне перегруженной железной дороге Харбин – Далянь.

И это в то время, когда буквально рядом, в десятке километров от границы Китая, находится Японское море.

Именно поэтому проект «Туманган» имеет для Китая стратегическое значение. Ведь у Китая нет выхода в Японское море! Этот выход блокирован небольшим отрезком российской территории всего в несколько километров. А выход этот очень нужен.

Японцы видят для себя выгоды проекта в том, что сумеют ускорить экономическое развитие относительно отсталых западных районов Японии, установить и расширить прямые каналы получения дешевого сырья из северо-восточного района Китая и российского Дальнего Востока – расстояние между Ниигатой и устьем Тумангана составляет всего 850 км.

В планах КНР – строительство в устье реки Туманная мощного порта международного значения с потенциальным оборотом порядка 100 млн тонн груза в год, который станет терминальным звеном трансконтинентального Евроазиатского маршрута. Порт может быть построен Китаем в течение 3–4 лет.

Это откроет прямую дорогу поставкам китайского зерна и товаров в Японию, возникнет новая система связей между странами.

К тому же воплощение проекта «Туманган» в жизнь способно серьезно подтолкнуть ускоренное возрождение Великого шелкового пути. Наконец, проект будет содействовать ускоренному промышленному развитию соседней с Приморьем провинции Хэйлуцзян, решая проблему социально-экономического контраста между собственным «богатым Югом» и «бедным Севером». Китай намерен инвестировать в него свыше 10 млрд юаней. И со всего этого Россия может снять сливки, не прикладывая особых усилий. Одним словом, проект сулит весьма немаленькие прибыли, которые будут вполне нелишними для подъема российского Дальнего Востока.

Все испортил пограничный вопрос

Но почему же не слышно сообщений о громких успехах и почему элита Приморского и Хабаровского краев настроена так скептически?

В сущности СЭЗ «Туманган» не требует от российских политиков никаких особых действий – в любом случае Россия получит больше, чем вложит.

Справедливости ради скажем: во многом здесь вина КНР.

В свое время, в эпоху козыревской внешней политики, Пекин поставил вопрос об изменении границы. И требовал-то Китай вроде как немного, куда меньше, чем Япония со своим вечным курильским вопросом или даже эстонские и латышские националисты с их претензиями на Ивангород и Пыталово.

Всего-то речь шла о нескольких квадратных километрах – вдоль реки Туманная. И тогдашний МИД России был в принципе не против, причем то, что Китай – страна социалистическая, наших либералов ничуть не останавливало – с их точки зрения, земли у России и так слишком много.

Но всполошилось региональное руководство во главе с тогдашним губернатором Приморья Евгением Наздратенко.

К тому же у КНР оказалось в кабинетах тогдашней московской власти куда больше недоброжелателей, чем у «маленькой, но гордой» Прибалтики или Японии. Все кончилось мирно: Китай не настаивал на изменении границ (в отличие от японских «друзей» России). Но неприятный осадок от всей этой истории остался и поныне.

Ныне Россия не то чтобы свернула свое участие в проекте «Туманган», но как бы притормозила.

Путь для России

Итак, перспективный проект буксует. Проблемы это порождает у всех участников, но ударит сильнее всего именно по России.

Начать с того, что надежды наших политиков на «сдерживание» влияния КНР просто смешны.

Уже сейчас после решения Китая сделать Хунчунь «вольным» городом отмечается ежегодный 25-процентный прирост населения провинции. Там объемы капиталовложений в инфраструктуру выросли в последние годы в десять раз. Почти такие же перспективы и у корейских Рачжина с Сонбоном. Можно ожидать, что население этих районов составит в ближайшее время более 2 млн человек и превысит население всего Приморского края.

Россия еще может усилить пограничную группировку в Приморье, потратив на это огромные средства, но усилить его экономику – вряд ли.

А в нынешнем глобализированно-коммерческом мире деньги значат больше пушек. Китай, не имеющий сейчас выхода к Японскому морю, получит его так или иначе, что позволит Пекину удовлетворить один из своих важных геополитических интересов.

Тем более что у КНР есть обходной путь – та самая северокорейская свободная зона Рачжин – Сонбон. Порт будет построен просто чуть южнее, в районе гаваней Чхонджин или Наджин.

КНДР с ее нищей экономикой и особыми отношениями с Пекином не сможет, да и не захочет отказываться от такого предложения.

Северная Корея получит мощный импульс для развития района вокруг СЭЗ «Раджин – Сонбон» – помощь со стороны Китая и его рабочую силу.

Грузы все равно пойдут возрожденным Великим шелковым путем. Особенно с учетом того, что Россия как бы в пику здравому смыслу подняла тарифы и усложнила таможенные процедуры, в два с лишним раза увеличила сроки доставки.

Результат нагляден: миллиардный долларовый доход от эксплуатации ТСМ сократился к настоящему времени в пять раз.

В итоге наша страна так и останется со своими амбициями, опирающимися на уверенность в обилии природных ресурсов, с невостребованным мощным транспортным узлом Южного Приморья, с продолжающей приходить в упадок промышленной базой региона и не развивающейся СЭЗ «Находка». С депрессивной экономикой и низкими доходами населения, с депопуляцией и выездом населения, все более принимающим черты эвакуации. Со всем тем, что грозит лишить нашу страну сначала ее восточных земель, а потом просто похоронить.

Выход для Приморья и России

В чем же выход для России, если отдать стратегически важный район нельзя, а игнорировать проблему – значит потерять все?

Он есть, и он в том, чтобы снять проблему Тумангана, предложив Китаю на самых льготных условиях задействовать возможности СЭЗ «Находка». В сущности это будет тот же северокорейский вариант, но куда более выгодный Пекину.

Прежде всего, потому, что не требует больших инвестиций. Находка с ее действующими мощностями уже сейчас может открыть Северо-Восточному Китаю, прежде всего провинциям Цзилинь и Хейлунцзян, выход к Японскому морю.

Кроме того, с той же целью можно задействовать старые проекты «Приморье-I» и «Приморье-II».

Первый предполагает транспортировку грузов по маршруту «Харбин – Гродеково – Находка-Восточная – порт Восточный», второй по маршруту «Хуньчунь – Зарубино».

Россия взамен получит и инвестиции, и возможность получить преференции со стороны Китая, одновременно сохранив за собой если не контрольный, то хотя бы блокирующий пакет в проекте.

Российский Дальний Восток сможет сполна участвовать в экономике Северо-Восточной Азии – одного из наиболее динамично развивающихся регионов в мировой экономике.

В перспективе за счет этого удастся придать новый импульс экономической жизни всей Сибири, обеспечив не только перспективы экономического развития России, но фактически будущее страны в целом.
 





Все материалы, представленные на сайте, являются собственностью их авторов.
При использовании информации со страниц данного сайта обязательна установка ссылки (для интернет-сайтов — гиперссылки) на сайт
www.tumangan.ru


Главная страница | О сайте | Гостевая книга

© 2007 Tumangan.ru.
E-mail: tumangan@yandex.ru

 
 

Реклама: