ТУМАНГАН
ТУМАНГАН
поиск       
Туманган
 

История проекта


Проект Туманган обсуждается с 1988 г. по инициативе китайских ученых из провинции Цзилин. Постепенно в его обсуждение втянулись представители США, Японии, Южной Кореи, КНДР, Монголии, России. В последнее время весьма активно в дебатах участвуют финны. Курирует и спонсирует исследования одна из ооновских организаций - ПР ООН (UN DP - Программа развития ООН). Полностью проект называется так: Проект развития реки Туманная (ПРРТ).

Первоначальная суть проекта Туманган заключалась в создании Международной специальной экономической зоны (МСЭЗ), условно названной как Малый Туманган и Большой Туманган. Первый вариант охватывает территорию в 1000 кв. км в виде треугольника, вершины которого упираются в порт Раджин (КНДР), г. Хунчун (КНР) и порт Посьет (Россия). Второй вариант распространяется на территорию 10000 кв. км, границы которого расположены в треугольнике порта Чончжин (КНДР), г. Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия).

Проект был рассчитан на 20 лет (начиная с 1995 г.) с объемом предполагаемых инвестиций в 30 млрд долл.

МСЭЗ вменяется две основные функции. Первая связана с формированием транзитно-транспортного узла между Северо-восточной Азией и Европой. В этой связи особое внимание предполагалось уделить транспортной инфраструктуре (порты, реки и ж/дороги).

Вторая функция определялась задачами создания экспортноориентированной экономики внутри МСЭЗ. Предполагалось формирование производственного комплекса, включавшего в себя как первичное производство, так и выпуск конечной продукции (прежде всего, товаров народного потребления). По мнению многих авторитетных экспертов, данная зона обладает объективными условиями превратиться в один из перспективных центров деловой активности в Восточной Азии.

Обсуждение проекта осуществлялось на двух уровнях. Первый уровень связан с деятельностью экспертов ПР ООН. По их инициативе был организован секретариат управления программой Туманган, региональный представитель которого переместился из Нью-Йорка в Пекин. На встречах и конференциях, организованных секретариатом, принимают активное участие официальные представители правительств всех заинтересованных сторон.

Второй уровень был сформирован академическими кругами США, Японии, КНР, КНДР, Корейской Республики, Монголией, Россией. На этом уровне координаторами выступают Гавайский центр “Восток-Запад” и японский фонд Сасакава (последний, по крайней мере, до 1993 г.) По их инициативе в 1992 г. было провозглашено создание экономического форума СВА, координирующий механизм которого утвердился в Центре “Восток-Запад” на Гавайях.

Если на начальных стадиях именно академические круги были инициаторами этого проекта, то ныне их функции в большей степени сводятся к пропаганде проекта Туманган, а также к привлечению внимания бизнеса к этому проекту.

В СССР на официальном уровне поначалу никак не реагировали на проект, а владивостокские власти, кого он больше всего касался, отнеслись к нему крайне враждебно, поскольку в то время разрабатывался чисто приморский проект - “Большой Владивосток”- под эгидой другой ооновской организации - ЮН ИДО (UN IDO)[9] в сотрудничестве с японским министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и одной из японских консалтинговских организаций (инициаторы проекта из ЮН ИДО тоже были японцами).

Северно-корейская сторона, согласившись в принципе с идеями проекта, выдвинула концепцию Свободной торгово-экономической зоны (СТЭЗ) “Раджин Сонбон” в качестве части проекта Туманган. Этот вариант делал упор на развитие собственных портов (Раджин, Унган и Чундзин). Планировалось, что на первой стадии общая мощность портов составит около 20 млн т в год, на второй стадии - 50 млн т, а на третий - будет добавлено еще 50 млн т.

Пхеньянский вариант противоречил интересам и Китая, и России. В первом случае он хоронил идею китайцев об углублении реки Туманная и строительство на ее берегах в районе крупных городов речных портов. Во втором случае - он сводил на нет значение портов в Находке и во Владивостоке.

Подобного типа не стыковки фактически привели к замораживанию проекта Туманган. Идеи проекта реанимировались в 1995 г. благодаря усилиям комитета Программы развития ООН, когда в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, представители России, Китая, КНДР, Южной Кореи и Монголии подписали пакет соглашений с прозаическим названием «О содействии экономическому развитию бассейна реки Туманная».


Ныне эта организация разработала более детальный и реалистичный план, нацеленный на конкретизацию проекта, а также привлечение правительственных и частных инвестиций к реализации уже отработанных программ. Позитивное отношение к нему стали проявлять и российские власти, и даже владивостокские. Реакция последних, судя по всему, мотивируется отсутствием денег на реализацию проекта “Большой Владивосток”.

Проект, как оказалось, не умер, а некоторые его части даже стали реализовываться. По словам представителя ПР ООН в Пекине А. Холма, “благодаря этому проекту за последние несколько лет было инвестировано 526 млн долл, из них 50% ушло в Приморье, около 42% в провинцию Яньдзи, остаток - в зону “Раджин-Сонбон”.

Этот же проект дал жизнь другому проекту, на основе которого прокладывается железная дорога и другие виды коммуникации между г. Хунчуном (КНР) и портом Зарубино (Приморский край).

Совершенно ясно, что первоначальные планы-”громадье” провалились, поскольку в момент их вычерчивания все участники рассчитывали на успех капитализации России, с одной стороны, с другой - очень большую вероятность объединения двух Корей. Ни того, ни другого не случилось.

Тем не менее, объективный потенциал для реализации первоначальных идей, как связанных с самим проектом Туманган, так и в более широком плане - формированием интегрированной экономической зоны вокруг Японского моря - сохраняются.

По материалам Олега Арина.

 





Все материалы, представленные на сайте, являются собственностью их авторов.
При использовании информации со страниц данного сайта обязательна установка ссылки (для интернет-сайтов — гиперссылки) на сайт
www.tumangan.ru


Главная страница | О сайте | Гостевая книга

© 2007 Tumangan.ru.
E-mail:
tumangan@yandex.ru

 
 

Реклама: