20 / 11/ 07
Владивосток стал площадкой для обсуждения дальнейших перспектив развития
приграничного сотрудничества стран АТР. В мероприятиях приняли участие более 100
представителей ООН, бизнесмены и сотрудники банковских структур из стран АТР, а
также Великобритании и Германии. Напомним, Расширенная Туманганская инициатива
(РТИ) - межправительственная организация, созданная в 1995 году с участием пяти
стран: КНР, КНДР, Республики Корея, Монголии и РФ под эгидой программы ООН
"Развитие бассейна реки Туманган" со штаб-квартирой в Пекине.
Программа "Туманган" названа так по имени реки, разделяющей три приграничных
государства: Россию, КНР и КНДР. Задуманная и инициированная несколько лет назад
северо-восточными провинциями Китая, которые не имеют выхода в море, но страстно
его желают, программа все это время лишь обсуждалась. И только на встрече во
Владивостоке при принятии владивостокской декларации, похоже, от разговоров
участники программы приступают к созданию конкретных структур, от работы которых
будет зависеть успех программы.
Наблюдатели отмечают, что политические и экономические условия в
Северо-Восточной Азии складываются таким образом, что уже пора от консультаций
переходить к практике и активнее вовлекать в эту работу частный бизнес. Для
этого и создан деловой консультативный совет, который будет отбирать и
поддерживать взаимовыгодные проекты в Туманганском регионе, где проживают около
500 миллионов человек, и который характеризуется динамично растущим рынком.
Кроме того, на состоявшемся заседании был создан энергетический совет. Растущие
экономики стран АТР требуют все больше электроэнергии, нефти и газа, а
обеспеченность энергоресурсами в регионе неоднородная. Речь шла об импорте
электроэнергии из России в Китай, Южную и Северную Корею. В России создается
мощная инфраструктура для экспорта нефти и газа, самый известный проект в этой
сфере - строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".
Вышеназванный совет займется координацией подобных проектов в регионе.
Велико поле для деятельности и в транспортной сфере. Внешняя торговля и
промышленная интеграция подталкивают к созданию единой транспортнологистической
инфраструктуры, она в странах региона также развита крайне неравномерно.
Китайские и корейские участники дискуссии о перспективах развития такой системы
прозрачно намекнули представителям российской стороны, что процесс развивается
медленно по их вине. Основные причины: на нашей таможне слишком долго
обрабатываются грузы, не создана сквозная логистика по так называемым свободным
коридорам, не модернизированы морские порты.
Между тем китайские провинции Цзилинь и Хэйлунцзян рвутся к морю. Ближайший к
ним порт расположен в приморской бухте Троица, в поселке Зарубино. Его
использование могло бы решить эту проблему, но согласовать все вопросы по ряду
причин не удается. Проблема в том, что Россия не берется за порты, желая иметь
гарантии по объемам грузов, а китайские и корейские партнеры не дают их,
поскольку не знают, какова будет пропускная способность модернизированных
портов.
Более внятная позиция и конкретные шаги российской стороны пока не
просматриваются, а китайская ищет альтернативный выход к морю, в том числе и
через северокорейский порт Раджин. Для морских портов Приморья ориентация
транспортного потока из стран АТР на Раджин станет серьезной проблемой, однако
пока этому процессу мешают идеологические трения между КНДР и Японией.
Стоит отметить, что в ближайшие годы в АТР должен состояться ряд глобальных
мероприятий: Олимпиада в Пекине, Всемирная выставка в Шанхае, встреча
президентов стран "Большой восьмерки" в Японии, а потом и саммит АТЭС во
Владивостоке. Сейчас, когда правительство России обозначило свою политику в
отношении Дальнего Востока и Восточной Сибири, участие в туманганских проектах
может быть полезным как в плане привлечения иностранного капитала, так и по
многим другим направлениям, считают его участники.
Участники дискуссий обозначили необходимость создания инвестиционного фонда
Тумангана и Банка развития Северо-Восточной Азии. Вопрос решено изучить, чтобы
на
следующем заседании консультативной комиссии Расширенной Туманганской
инициативы, который через год пройдет в Монголии, поговорить об этом более
предметно.
Источник:
Российская газета |